Официальный сайт Краснохолмского Свято-Николаевского архиерейского подворья
Сайт создан по благословению епископа Бежецкого и Весьегонского Филарета
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Тверская Митрополия
Бежецкая Епархия
Отзыв о фильме
Возвращение
Борис Бедросьян
Начиная с 2004 года (8/2004, 9/2009, 1/2010) в нашем журнале освещалась история, состояние и последующая активизация общественного интереса к воссозданию Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря в Тверской области. Эта тема находится в поле зрения общественности, церкви и властей. Ее обсуждают на страницах изданий, конференциях, в интернете, снят ряд сюжетов и 1 фильм. Действуют сайты, посвященные монастырю.
Архиепископ Тверской и Кашинский Виктор в мае 2010 года назначил иеромонаха Силуана (Конева) штатным священником в г. Красный Холм с полномочиями подготовки к регистрации и ведению дел по ремонтно-восстановительным работам Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря. В ноябре 2011 года зарегистрирован Благотворительный Фонд «Фонд восстановления Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря».
Близится регистрация монастыря, и уже сегодня заметны изменения, произошедшие в храмовом комплексе. Идут службы в ремонтируемой церкви Зосимы и Савватия в селе Слобода. У монастыря стоит информационный стенд. Подъезд к нему огорожен забором, там же стоит двухоконная бытовочка - келья. Вся территория заметно очищена силами местной и приезжающей молодежи, убрана растительность с развалин, некогда брошенные в Никольском соборе надгробные плиты и камни разобраны, сделаны деревянные мостки для входа в храм. Образована небольшая монастырская община. Иеромонахом Силуаном проводятся экскурсии для паломников. Двумя годами ранее им были организованы съемки фильма о Краснохолмском Николаевском Антониевом монастыре. Видимо, мысли о дальнейшей судьбе монастыря, наличие родных корней и «погружение в материал» фильма немало способствовали его приходу в Красный Холм.
Впервые я видел этот фильм в черновой редакции, а затем на премьере в Твери. Фильм является первой акцией созданного Благотворительного фонда монастыря. Не пересказывая его содержания, скажу, что в основе сюжета лежит паломничество монаха в Красный Холм и Николаевский Антониев монастырь. Беседы инока с учеными и специалистами, экскурсы в историю обители, имена подвижников церкви (преп. Антоний, патриарх Иосаф II и др.) и деятелей России (Нелединские-Мелецкие, Шереметевы, Тютьчевы, Бутурлины и др.), связавших свою судьбу с монастырем, укрепляют глубокое понимание значимости порушенного храма. Встречи с местными жителями дают нам ощущение, что за обыкновенной жизнью этой российской глубинки с ее проблемами и повседневностью стоит естественная тяга людей к утраченным духовным истокам и корням, столетиями формировавшим, некогда достойную жизнь. Еще живы люди видевшие целыми храмы города и округи, и то, как их разрушали. В их рассуждениях и воспоминаниях слышна память о былом и виденном ими еще при жизни, отношение к вере, осознание своей вины.
И очевидно, что что-то настолько мощное было в вере и характере народа этих мест, что безбожная власть варварски стирала его память, разрушая ее материально. Увы, памятные рубцы этой трагедии порой проявляются в безразличии, круговой поруке, рудиментарном страхе людей быть «съеденными» властью, боязни отстоять права, неверии в справедливость и защиту, невнимании к природе. Народ, поколениями переживший столь мощное насильственное опустошение души, очень нуждается в ее восполнении. И дай Бог, чтобы тяжкая мера пережитого им содействовала воскресению многих омертвевших душ.
Завораживают в фильме кадры с хрусткими шагами инока по высокому снегу к закрытым массивным ржавым дверям старинного Никольского собора, отворяемым с натужным скрипом, как стоном от боли. Глубиной наполнен весь образ руин древнего собора, протянувшего сквозь зиму забвения, крылья своих разрушенных стен, словно стариковские руки, призывающие своих заблудших детей вернуться в родительские объятия, прощая им все и давая всю звездную бесконечность веры.
Весь материал интересен также очень живым и правдивым документальным материалом неподдельной живой реальности российской глубинки. Здесь виды города и бытовые зарисовки перемежаются беседами с его жителями. Из многих кадров встреч и бесед цепляет короткая сцена разговора инока с мальчишками. Их румяные от мороза лица, незатейливые рассуждения о вере, свалившийся с ноги одного из них валенок, накрепко запоминаются и стоят перед глазами. Достоверность этого такова, что зритель невольно ощущает свое присутствие, слышит скрип искрящегося на солнце снега и чувствует колючий запах морозца. Здесь, в жизни российской глубинки, мало что меняется, увиденное же обнадеживает нас в опоре на то, что сохранилось чистого и доброго в народе. Финал фильма символично наполнен радостью нарастающего света солнца в проемах окон старинного собора.
Ленту сопровождают песни о Красном Холме и музыка И.Баха, В.А.Моцарта, В.Мартынова, А.Пярта, А.Шнитке.
Увиденное воспринимается как размышление авторов о нравственном состоянии народа в российской глубинке, содействуя укреплению веры и надежды на то, что выход из мрачного лабиринта духовного оскудения, в котором заблудился наш народ, будет им найден на светлом пути любви к созидательной и полноценной жизни, мудро устремленной в будущее.
"ПОСЕВ" № 1 - 2012 posevru@online. ru
© 2014-2024. Краснохолмское Свято-Николаевское архиерейское подворье.
Русская Православная Церковь, Московский Патриархат, Тверская Митрополия, Бежецкая Епархия.
Официальный сайт.
Дмитрий Клушанцев